Калинина Наталья Михайло вна Подписан цифровой подписью: Калинина Наталья Михайловна DN: OU="Свердловская область, с.Рыбниковское, ул. Советская 126а", O="МКДОУ "" Рыбниковский детский сад "" Золотая рыбка""", CN= Калинина Наталья Михайловна , E=dou-rybnikovo@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.05.19 13:58:03 +05'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2 создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность; - сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Детского сада; - формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.3. Основные задачи работы: - организация сотрудничества Детского сада с семьей; - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; - создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки; - оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; - взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; - осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); - активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях; - выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; - выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей; - гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; - повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств ребенка; - повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей; - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. - 3. Основные принципы работы Детского сада. 3.1. Планирование работы по взаимодействию Детского сада с семьями воспитанников строится в соответствии с принципами. 3.2. Основные принципы Детского сада: - принцип гуманизации предполагает установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»; - - - - - - принцип индивидуализации требует глубокого изучения особенностей семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия; принцип открытости позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и Детского сада можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития ребенка. принцип непрерывности преемственности между Детским садом и семьёй воспитанника на всех ступенях обучения; принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы; принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения); принцип доброжелательности всех участников содружества; принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной программы не допускается никакого принуждения); принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной культуре; принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастных группах/коллективах); принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника; принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия». 4. Организация работы. 4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия Детского сада с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет Детского сада. Его содержание определяется задачами, стоящими перед Детским садом и конкретными условиями работы. 4.2. Организация взаимодействия Детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: - изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; - группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы; - составление программы совместных действий педагога и родителей (законных представителей); - анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 4.3. Требования к организации взаимодействия Детского сада и семьи: - целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников); - планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); - конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия Детского сада и семьи: - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями (законными представителями) группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями) воспитанников; - одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; - обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; - учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; - ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников Детского сада с родителями (законными представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным представителям) воспитанников. 4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями: - посещение семей на дому; - анкетирование; - наглядная пропаганда педагогических знаний; - родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, тиражирование памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации опыта работы; - дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); - круглые столы; - деловые игры; - тренинги; - почта доверия; - семейные проекты; - творческие проекты; - тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы; - вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); - совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли. 4.6. Организация методической работы с педагогами: - семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение родительских собраний, повышение активности родителей и формирование ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и Детском саде, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 4.7. Методы и приемы сотрудничества с семьей: - методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и методов реализации, корректировки; - методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); - методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка). 5. Внутреннее и внешнее взаимодействие Детского сада и семьи. 5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных отношений, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей (законных представителей) воспитанников. 5.2. Условия внутреннего взаимодействия: - создание атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки; переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; - соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Детского сада и семьи; - тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. 5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива Детского сада с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, Домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими дошкольными образовательными учреждениями. - 6. Обязательства Детского сада в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. 6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную деятельность. 6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования. 6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в образовательной деятельности. 6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья. 6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией. 7. Критерии оценки эффективности работы Детского сада с семьей. 7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему Детским садом, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. 7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей). 7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону. 7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых в Детском саде. 7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи Детскому саду в педагогической деятельности. 7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей) воспитанников о воспитании детей в Детском саде. 7.7. Критерии анализа годового плана: - планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год; - учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при планировании содержания мероприятий; - разнообразие планируемых форм работы; планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; - разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам Детского сада в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.); - выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com - выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в Детском саде. 7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов: - планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников; - разнообразие планируемых форм работы с семьей. 7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний: - разнообразие тематики и форм проведенных собраний; - отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей); - учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при организации последующих мероприятий в Детском саде. - 8. Контроль. 8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного образования Детского сада. 8.2. Контроль над организацией взаимодействия Детского сада с семьями воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем. 8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право: - посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об этом воспитателя; - изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников по производственной необходимости; - привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.). 8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий Детского сада и развития партнерства является Совет Детского сада - постоянный коллегиальный орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители, представители Учредителя. Оригинал данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207 8.5. Совет Детского сада имеет полномочия: - определение основных направлений развития дошкольного образовательного учреждения; - организация работы по защите прав и интересов участников образовательных отношений; - контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в Детском саде, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников; - поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию воспитанников Детского сада; - участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений в случаях, когда это необходимо. 9. Документация. 9.1. Каждый педагогический работник Детского сада имеет документацию, отражающую основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями воспитанников. 9.2. В перечень документации включены: - планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников на учебный год; - протоколы групповых родительских собраний; - конспекты мероприятий; - отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге; - протоколы заседаний Совета Детского сада. 9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности. 9.4. Документация хранится в Детском саде в течение 3 лет. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о взаимодействии Детского сада с семьями воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего Детским садом. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Согласовано с Родительским комитетом Протокол от «___» _____2022г. № _____