Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

Калинина
Наталья
Михайло
вна

Подписан цифровой подписью:
Калинина Наталья Михайловна
DN: OU="Свердловская
область, с.Рыбниковское, ул.
Советская 126а", O="МКДОУ ""
Рыбниковский детский сад ""
Золотая рыбка""", CN=
Калинина Наталья Михайловна
, E=dou-rybnikovo@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Расположение:
Дата: 2023.05.19
13:58:03
+05'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.2

создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности и поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, а также вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность;
- сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов Детского
сада;
- формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
- организация сотрудничества Детского сада с семьей;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной
поддержки;
- оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи;
- осуществление консультативной поддержки родителей (законных представителей) по
вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования
(в случае его организации);
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
- выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных
ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к
традиционной культуре;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей;
- выявление эффективных форм сотрудничества с родителями (законными
представителями) воспитанников и повышение эффективности взаимодействия
родителей и педагогов в области формирования базиса личностной культуры детей;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации
семейного досуга;
- повышение правовой грамотности родителей (законных представителей) воспитанников
в области защиты прав и достоинств ребенка;
- повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей
(законных представителей) воспитанников по всем фундаментальным основам
воспитания: физического, социально-коммуникативного, художественно-эстетического,
познавательного, речевого развития детей;
- создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления
дружеских взаимоотношений семей.
-

3. Основные принципы работы Детского сада.
3.1. Планирование работы по взаимодействию Детского сада с семьями воспитанников
строится в соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы Детского сада:
- принцип гуманизации предполагает установление подлинно человеческих,
равноправных и партнерских отношений в системе «ДОУ – семья»;

-

-

-

-

-

-

принцип индивидуализации требует глубокого изучения особенностей семей
воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости позволяет осознать, что только общими усилиями семьи и
Детского сада можно построить полноценный процесс обучения, воспитания и развития
ребенка.
принцип непрерывности преемственности между Детским садом и семьёй
воспитанника на всех ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых
факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании в детском саду
эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях,
коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной
программы не допускается никакого принуждения);
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта, красота, познание,
здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей, идеалов художественного
вкуса и творческой самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со взрослыми (родителями и
педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастных группах/коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и
понимания неизбежной субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики ненасилия».

4. Организация работы.
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия Детского сада с семьями
воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический совет Детского сада. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед Детским садом и конкретными условиями
работы.
4.2. Организация взаимодействия Детского сада и семьи предполагает следующие этапы
работы:
- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей;
- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для
воспитания своего ребенка, других детей группы;
- составление программы совместных действий педагога и родителей (законных
представителей);
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной
деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия Детского сада и семьи:
- целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели
по предупреждению типичных ошибок родителей воспитанников);
- планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и
расширение круга проблем, комплексный подход в формировании системы ценностных
ориентиров и развитию личности ребенка);
- конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих
и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия Детского
сада и семьи:
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями (законными представителями) группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными представителями)

воспитанников;
- одновременное влияние на родителей (законных представителей) и детей, позволяющее
сформировать ценностно-ориентированные отношения;
- обеспечение в работе с родителями (законными представителями) определенной
последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных,
общечеловеческих ценностей;
- учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня
подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к
ценностям традиционной культуры;
- ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников Детского сада с
родителями
(законными
представителями)
воспитанников:
доверие
во
взаимоотношениях между педагогами и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям (законным
представителям) воспитанников.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
- посещение семей на дому;
- анкетирование;
- наглядная пропаганда педагогических знаний;
- родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование
своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, тиражирование памяток по
теме
собрания);
консультации,
инструктажи,
папки-передвижки;
семинары-практикумы; презентации опыта работы;
- дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности);
- круглые столы;
- деловые игры;
- тренинги;
- почта доверия;
- семейные проекты;
- творческие проекты;
- тематические выставки художественного творчества, фестивали, конкурсы;
- вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым
разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок
детей);
- совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
- семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и проведение
родительских собраний, повышение активности родителей и формирование
ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и Детском саде,
рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с
родителями, современные методики воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приемы сотрудничества с семьей:
- методы активизации: выявление и формирование запроса родителей, поиск форм и
методов реализации, корректировки;
- методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль);
- методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение
результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие Детского сада и семьи.
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников образовательных
отношений, формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей
(законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
- создание атмосферы общности интересов педагогических работников и родителей
(законных представителей) воспитанников, их эмоциональной взаимной поддержки;

переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений
на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в
проблемы друг друга;
- соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Детского сада и семьи;
- тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей) воспитанников на
осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание
неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического
коллектива
Детского
сада
с
общественными
и
социальными
структурами:
общеобразовательной школой, Домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем,
другими дошкольными образовательными учреждениями.
-

6. Обязательства Детского сада в рамках взаимодействия с семьями воспитанников.
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и общественность
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации, а также основной образовательной программы
дошкольного образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в
образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья.
6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе
выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску, использованию
материалов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного
образования, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями
(законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы Детского сада с семьей.
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей) воспитанников к
воспитателям, старшему воспитателю, заведующему Детским садом, как показатель роста
педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями) воспитанников
мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать
собственный опыт и опыт других родителей (законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности,
стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование
родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных
конкурсах, праздниках, организуемых в Детском саде.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной
значимости их помощи Детскому саду в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных представителей)
воспитанников о воспитании детей в Детском саде.
7.7. Критерии анализа годового плана:
- планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и
трудностей в работе с семьей за прошлый год;
- учет интересов и запросов родителей (законных представителей) воспитанников при
планировании содержания мероприятий;
- разнообразие планируемых форм работы;

планирование работы по повышению профессиональной компетентности
педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей;
- разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам Детского
сада в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа
в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
- выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с
семьями воспитанников; сайт этих положений http://ohrana-tryda.com
- выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его в
Детском саде.
7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:
- планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд,
потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
- разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
- разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
- отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со
стороны родителей);
- учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников при
организации последующих мероприятий в Детском саде.
-

8. Контроль.
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по реализации
основной общеобразовательной программы-образовательной программы дошкольного
образования Детского сада.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия Детского сада с семьями воспитанников
осуществляется заведующим и старшим воспитателем.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
- посещать групповые родительские собрания с заблаговременным информированием об
этом воспитателя;
- изменить планирование работы по взаимодействию с родителями (законными
представителями) воспитанников по производственной необходимости;
- привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.).
8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий Детского сада и развития
партнерства является Совет Детского сада - постоянный коллегиальный орган управления, в
состав которого избираются работники дошкольного образовательного учреждения, родители,
представители Учредителя. Оригинал данного положения http://ohrana-tryda.com/node/2207
8.5. Совет Детского сада имеет полномочия:
- определение основных направлений развития дошкольного образовательного
учреждения;
- организация работы по защите прав и интересов участников образовательных
отношений;
- контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в
Детском саде, сохранения и укрепления здоровья воспитанников и работников;
- поддержка общественных инициатив по совершенствованию и гармоничному развитию
воспитанников Детского сада;
- участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками образовательных
отношений в случаях, когда это необходимо.
9. Документация.
9.1. Каждый педагогический работник Детского сада имеет документацию, отражающую
основное содержание, организацию и методику работы по взаимодействию с семьями
воспитанников.
9.2. В перечень документации включены:
- планы работы с родителями (законными представителями) воспитанников на учебный

год;
- протоколы групповых родительских собраний;
- конспекты мероприятий;
- отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях, диагностических
исследованиях, анкетировании с выводами, мониторинге;
- протоколы заседаний Совета Детского сада.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание отчета о
проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в Детском саде в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии Детского сада с семьями воспитанников
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете,
согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие)
приказом заведующего Детским садом.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов)
в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от «___» _____2022г. № _____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».