Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Студия творчества" 2024-2025 уч.г.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МО «КАМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЫБНИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
протокол № 1
от 26.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего МКДОУ
«Рыбниковский детский сад
«Золотая рыбка»
№ 82-ОД от 27.08.2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«СТУДИЯ ТВОЧЕСТВА»
Возраст обучающихся – 5 – 7 лет
Срок реализации – 1 год

Черноскут
ова Елена
Анатольев
на

Подписан: Черноскутова Елена
Анатольевна
DN: OU="с.Рыбниковское,
ул.Советская126а", O="МКДОУ ""
Рыбниковский детский сад ""
Золотая рыбка""", CN=Черноскутова
Елена Анатольевна,
E=dou-rybnikovo@mail.ru
Основание: Я являюсь автором
этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2024.09.06 20:04:41+05'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.0

Автор-составитель:
Степанова Анна Викторовна,
педагог дополнительного образования

с. Рыбниковское, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
Ι.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
ΙΙ.
2.1.
2.2.

2.3.
ΙΙΙ.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Планируемые результаты
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Годовой календарный учебный график
Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
2.2.2. Информационное обеспечение
2.2.3. Кадровое обеспечение
Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых результатов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения

3
3
9
10
17
18
18
18
18
18
19
20
21
22

2

РАЗДЕЛ I.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
В Концепции развития дополнительного образования детей определена стратегическая задача –
«повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет
возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования».
Художественное направление как особое направление по развитию творчества детей в системе
дополнительного образования детей располагает собственными педагогическими технологиями по
саморазвитию и самореализации обучающихся, активизации их творческого потенциала и
формированию целостной личности.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие интереса к
искусству, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание программы расширяет
знания учащихся о видах и жанрах изобразительного искусства формирует у ребенка качества,
отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте, о культурной полноценности в
восприятии мира.
Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных
способов поведения». Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства
предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством
умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира

1.1.

Пояснительная записка

Актуальность программы обусловлена тем, что желание творить – внутренняяпотребность
ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. В
настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических
искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в
целом. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные
представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечнодвигательные функции руки и глазомер.
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(с изменениями и доп. от 02.07.2021г.),
 Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования(приказ
Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155),
 Комментариями к ФГОС дошкольного образования (от 28.02.2014г. № 08-249),
 Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018г. № 204,
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
(приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373),
 профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
(приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544 с изменениями и
дополнениями от 05.08.2016г.),
 санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. № 28,
3

 санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021г. № 2.
 Уставом муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Рыбниковский
детский сад «Золотая рыбка» (утверждён приказом начальника Управления образования МО
«Каменский городской округ» от 17.06.2016г. № 85).
Отличительные особенности данной программы заключается в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение воспитанников к активной, познавательной и творческой работе.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по
обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для
дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как
анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех
видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, коммуникативной).
Адресат программы
Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей старшего
дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и рассчитана на один год обучения.
Характеристики особенностей развития детей 5 - 7 лет
Возрастные особенности развития детей 5-6 лет
Шестой год жизни
Психические функции. В период от пяти до шести лет детям доступно опосредованное
запоминание. Эффективность запоминания с помощью внешних средств (картинок, пиктограмм) может
возрастать в 2 раза. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление.
Основой развития мыслительных способностей в данном возрасте является наглядно-схематическое
мышление, начинают развиваться основы логического мышления. Формируются обобщения, что
является основой словесно-логического мышления. Интенсивно формируется творческое воображение.
Наряду с образной креативностью, интенсивно развивается и вербальная креативность по параметрам
беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Увеличивается устойчивость, распределение,
переключаемость внимания. Проявляется любознательность ребенка, расширяется круг
познавательных интересов. Складывается первичная картина мира.
Коммуникация и социализация. В общении со взрослыми интенсивно формируются
внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения. У детей формируется
потребность в самоутверждении через возможность соответствовать нормам, правилам, ожиданиям,
транслируемым со стороны взрослых. Со сверстниками начинает формироваться внеситуативноделовая форма общения, что определяется возрастающим интересом к личности сверстника,
появляются избирательные отношения, чувство привязанности к определенным детям, дружба.
Саморегуляция. В период от пяти до шести лет начинают формироваться устойчивые
представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо», которые становятся внутренними
регуляторами поведения ребенка. Формируется произвольность поведения, социально значимые
мотивы начинают управлять личными мотивами.
Личность и самооценка. Складывается первая иерархия мотивов. Формируется
дифференцированность самооценки. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок
стремится к сохранению позитивной самооценки.
Седьмой год жизни
4

Психические функции. К шести-семи годам особую значимость приобретает процесс
формирования «взрослых» механизмов восприятия. Формируется способность дифференцировать
слабо различающиеся по физическим характеристикам и редко появляющиеся сенсорные стимулы.
Качественные перестройки нейрофизиологических механизмов организации системы восприятия
позволяют рассматривать этот период как сенситивный для становления когнитивных функций, в
первую очередь произвольного внимания и памяти. Время сосредоточенного внимания, работы без
отвлечений по инструкции достигает 10-15 минут.
Детям становятся доступны формы опосредованной памяти, где средствами могут выступать не
только внешние объекты (картинки, пиктограммы), но и некоторые мыслительные операции
(классификация). Существенно повышается роль словесного мышления, как основы умственной
деятельности ребенка, все более обособляющегося от мышления предметного, наглядно-образного.
Формируются основы словесно-логического мышления, логические операции классификации,
сравнения. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще ограничиваются
наглядными признаками ситуации. Увеличивается длительность произвольного внимания (до 30
минут). Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка,
правильным построением предложений, способностью составлять рассказ по сюжетным и
последовательным картинкам. В результатеправильно организованной образовательной работы у детей
развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи, формируются предпосылки к
обучению чтения. Активный словарный запас достигает 3,5 - 7 тысяч слов.
Коммуникация и социализация. Характер межличностных отношений отличает выраженный
интерес по отношению к сверстнику, высокую значимость сверстника, феномен детской дружбы,
активно проявляется эмпатия, сочувствие, содействие, сопереживание. Детские группы
характеризуются стабильной структурой взаимоотношений между детьми.
Саморегуляция. Формируется соподчинение мотивов. Социально значимые мотивы регулируют
личные мотивы, «надо» начинает управлять «хочу». Выражено стремление ребенка заниматься
социально значимой деятельностью. Постепенно формируются предпосылки к произвольной
регуляции поведения по внешним инструкциям. От преобладающей роли эмоциональных механизмов
регуляции постепенно намечается переход к рациональным, волевым формам.
Личность и самооценка. Складывается иерархия мотивов. Формируется дифференцированность
самооценки и уровень притязаний. Преобладает высокая, неадекватная самооценка. Ребенок стремится
к сохранению позитивной самооценки. Формируются внутренняя позиция школьника; гендерная и
полоролевая идентичность, основы гражданской идентичности (представление о принадлежности к
своей семье, национальная, религиозная принадлежность, соотнесение с названием своего места
жительства, со своей культурой и страной); первичная картина мира, которая включает представление
о себе, о других людях и мире в целом, чувство справедливости.
Отбор детей проводится в соответствии с их желанием и индивидуальными особенностями.
Общий список детей, участвующих в занятиях по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Студия творчества», согласовывается с родителями (законными
представителями).
Для успешной реализации ОП ДО обеспечиваются следующие психолого-педагогические
условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, личности ребенка, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих
их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5

Общекультурный
(ознакомительный
, стартовый)

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения;
7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их
здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельности.
Количество детей, одновременно находящихся в группе: 8 - 10 человек.

Режим занятий и объем программы
Режим организации занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Задоринки» определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам,
утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Начало учебного года – 2 сентября.
Окончание учебного года – 30 мая.

Всего учебных недель
Объем учебных часов
Режим работы
36
36
1 раза в неделю по 25-30 минут

Особенности организации образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Задоринки» реализуеся в
форме традиционной модели (линейная последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации).


Организационная модель проектирования
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Уровень
Показатели
Специфика реализации
микрогрупповой программы
Количество обучающихся
8-10 человек
Возраст обучающихся
5-7 лет
Срок обучения
1 год
Режим занятий
1 раза в неделю
Форма обучения
очная
Особенности организации
традиционная форма
образовательного процесса



6

Проектирование целеполагания и результативности
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Уровень

Специфика
целеполагания
Общекультурный - формирование и развитие творческих
(ознакомительный, способностей детей, удовлетворение их
индивидуальных
потребностей
в
стартовый)
интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формирование культуры
здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию
их свободного времени (п. 1 ст. 75 гл. 10 Закона
№273-Ф3);
- мотивация личности к познанию, творчеству,
труду, искусству и спорту (Концепция развития
дополнительного образования детей)

Прогнозируемая
результативность
- освоение ДООП;
- переход на базовый
уровень – не менее
25% обучающихся


Формы обучения
Реализация содержания программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов,
методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях,
соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учетом возраста
воспитанников, особенностей и интересов детей, а также запросов родителей (законных
представителей).
Образовательная деятельность выстраивается с опорой на современные образовательные
технологии, методы и приемы.
Формами образовательной работы с детьми являются: беседы, занятия, фронтальные,
индивидуальные, подгрупповые, комплексные, экскурсии, коллективные работы.
Любые формы, способы, методы и средства реализации программы осуществляются с учетом
базовых принципов ФГОС ДО, то есть обеспечивают активное участие ребенка в образовательном
процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, личностно-развивающим характером
взаимодействия и общения и др.
Образовательная деятельность по реализации программы выстраивается с опорой на следующие
технологии, формы, методы, приемы.
Итоги реализации данной программы подводятся в форме выставки детских работ.
Образовательные технологии.
Использование современных педагогических технологий в образовательной деятельности:
игровые технологии, метод проектов, ИКТ технологии, макетирование. Все технологии направлены на
достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в
современных социокультурных условиях.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания
и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стал метод
проектов.
Игровая технология способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель
использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить
причинно-следственные связи, делать умозаключения. С помощью игровых технологий воспитатель
развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательнообразовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Накапливая творческий опыт,
7

дети при поддержке взрослых, могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих,
игровых, практико-ориентированных проектов. Темы проектов могут быть самыми различными,
главные их условия – интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.
Информационно-коммуникационные технологии: использование ИКТ в деятельности
развивает у детей дошкольного возраста воображение, фантазию, внимание, самостоятельность
мышления. Занятия с применение ИКТ становятся эмоциональными, яркими, с привлечением большого
иллюстрированного материала.
Макетирование в современном дошкольном образовании одно из универсальных средств
обогащения субкультуры дошкольника и стимулирования игровой деятельности.
Макеты имеют разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается
несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация
лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления,
памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и
мелкой моторики рук; формирование творческих способностей.
Методы развития:
1) Словесный.
2) Наглядный.
3) Практический.
Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы
используются в комплексе.
Словесные методы:
• объяснения;
• указания;
• вопросы;
• словесные приемы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды).
Наглядные методы:
• «сравнительный показ». Педагог даёт правильный и неправильный показ выполнения движения,
правильное исполнение дети могут отметить хлопками;
• показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшим правильным исполнением детьми;
• наглядные пособия: иллюстрации, картины, видеофильмы, игрушки.
Практические методы (методы упражнений):
• игровые приемы;
• многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом;
• метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении детей в сюжетную
основу;
• наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных материалов
(карточек, схем, пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений;
• игровые методы (игровые ситуации) наиболее часто используются на занятиях и при организации
работы вне занятий.
Виды занятий:
- учебное занятие;
- занятие-игра.

8

Формы подведения результатов
Для промежуточного либо итогового контроля /мониторинга используются такие формы
подведения результатов, как: наблюдение, беседа, творческий отчет.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и
изучение
индивидуально-психологических
особенностей
детей),
которую
проводят
квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.



1.2.

Цель и задачи дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы

Цель:
формирование у воспитанников художественно-творческих способностей
средствами работы с различными материалами и нетрадиционными техниками.
Задачи:
1.Образовательные:
 познакомить с приемами и способами нетрадиционного рисования, аппликации, лепки
и ручного труда с видами художественного материала;
 совершенствовать изобразительные умения и навыки, навыки работы с различными
материалами;
 обучение приемам работы с различными инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
 обучение
приемам и технологии изготовления композиций; 
 изучение
свойств различных материалов;
 обучение
приемам работы с различными материалами; 
 обучение
приемам самостоятельной разработки поделок.
2.Воспитательные:
 воспитание уважения к труду и людям труда;
 формирование чувства коллективизма;
 воспитание аккуратности;
 воспитывать экологическую культуру;
 развитие любви к природе.
3.Развивающие:
 развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
 развитие образного мышления и воображения;
 развитие эстетического восприятия окружающего мира.


9

1.3.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Учебный (тематический) план

№

Тема

Общее

В том числе:

количество
учебных
часов

1
2
3

4

5
6
7

Теория

Практика

Вводное занятие
1
Работа
с
природным 9
материалом
5
Работа с тканью

1
2

7

1

4

Работа
с
бумагой, 14
картоном,
бросовым
материалом
Работа цветными нитками 4
2
Работа с пластилином

2

12

1
-

3
2

Творческая
замыслу

работа

по 1

1

ИТОГО: 36

7

Формы
аттестации/
контроля

Выставка творческих
работ
Оформление деталей
для театрализованной
деятельности
Создание игрового
материала
Украшение группы
Подарок детям
младшей
группы
Творческий конкурс

29

Содержание образовательной деятельности
Месяц
Сентябрь

Тема
1. «Давайте
познакомимся»

2.Нетрадиционное
рисование
методом тычка
«В саду созрели
яблоки».

Кол-во
часов
1

1

Программное
содержание
Формировать у детей
живой интерес к
художественной
деятельности
Учить детей рисовать
яблоки на ветке,
закреплять умение
детей
наносить один слой
краски на другой
методом тычка;
расширять
знания о фруктах;
пробуждать интерес к
природе.

Материалы и
оборудование
Демонстрационный
материал «Мир бумаги»
Альбомный лист бумаги;
гуашь; две
кисточки; лист бумаги для
проверки
цвета; салфетка.

10

Октябрь

3.Пластилиновый
рельеф
«Гроздь
винограда».

1

1.Нетрадиционное
рисование
«Осень на опушке
краски
разводила».

1

2.Аппликация из
засушенных
листьев «Осенний
лес».

1

3.Пластилиновый
рельеф
«Ветка рябины».

1

4. Поделки из
шишек.

1

Вызвать у детей
желание делать лепные
картины. Продолжать
работу над техникой
рельефной лепки.
Развивать чувство
формы и композиции.
Воспитывать интерес к
осенним явлениям
природы,
эмоциональную
отзывчивость на
красоту осени.
Познакомить с
новым видом
изобразительной
техники – «печать
листьев».
Развивать у детей
видение
художественного
образа и замысла
через природные
формы.
Вызвать интерес к
созданию образа леса.
Учить сочетать в
работе
разные природные
материалы;
совершенствовать
умение работать
аккуратно.
Вызвать у детей
желание делать лепные
картины. Продолжать
работу над техникой
рельефной лепки.
Развивать чувство
формы и композиции.
Познакомить детей с
особенностями шишек,
их формой, размером,
положением чешуек.
Закреплять умения
конструировать из
шишек, знакомить с
новым способом
крепления деталей из
этого материала между
собой.

Пластилин; доска для
лепки; стеки;
картон; салфетки; ветка
рябины.

Листья разных пород
деревьев;
альбомный лист
(А- 4); гуашь;
кисть; репродукция
картины И.И.
Левитана «Золотая осень».

Белый лист бумаги; лист
цветной бумаги
коричневого цвета; листья
вяза и дуба; клей;
кисточка для клея;
салфетка.

Пластилин; доска для
лепки; стеки;
картон; салфетки; ветка
рябины.

Пластилин; доска для
лепки; стеки;
картон; салфетки, шишки.

11

Ноябрь

Декабрь

1.Нетрадиционное
рисование
методом тычка
«В саду созрели
яблоки».

1

2.Пластилинографи
я «Петух».

1

3.Конструирование
из бумаги «Лев».

1

4. Конструирование
из бумаги с
элементами
аппликации.

1

1.Рисование
восковыми
мелками «Зима»

1

Учить детей рисовать
яблоки на ветке,
закреплять умение
детей
наносить один слой
краски на другой
методом тычка;
расширять
знания о фруктах;
пробуждать интерес к
природе.
Способствовать
развитию у детей
эстетического
восприятия,
умение восхищаться
природными формами
и красками. Закрепить
использование в
творческой
деятельности детей
технического
приема –
пластилинографии,
комбинированных
способов работы
с пластилином.
Совершенствовать
умение вырезать детали
по шаблону, учить
соединять все детали
вместе с помощью
клея. Развивать
творческие
способности детей.
Раскрыть секреты
создания игрушек –
поделок из бумажной
«гармошки». Учить
использовать
полученные умения и
навыки для
изготовления поделок.
Вызвать у детей
интерес к зимним
явлениям природы.
Развивать
зрительную
наблюдательность,
способность замечать
необычное в

Альбомный лист бумаги;
гуашь; две
кисточки; лист бумаги для
проверки
цвета; салфетка.

Плотный картон голубого
цвета с
контуром размер А4;
набор
пластилина; салфетка для
рук;
доска для лепки; стека,
иллюстрация
«Петух».

Цветной картон светло –
коричневого и оранжевого
цвета;
клей ПВА; ножницы;
черный
фломастер.
Цветная бумага, ножницы,
клей карандаш, черный
фломастер.

Альбомный лист;
восковые мелки.

12

Январь

2.Пластилинографи
я «Снегирь».

1

3. Аппликация из
ткани «Наш
веселый Дед
Мороз»

1

4. Изготовление
новогодних
поздравительных
открыток способом
аппликации.

1

1.Ниткография
«Смешарики»

1

2.Нетрадиционное
рисование
солью «Дед
Мороз».

1

окружающем мире и
желание отразить
увиденное в своем
творчестве.
Расширять
представления детей о
зимующих птицах, не
улетающих осенью в
теплые края, об
условиях их обитания.
Научить изображать
снегирей, передавать
особенности внешнего
облика.
Учить детей
коллективно создавать
аппликации из ткани.
Закреплять умение
располагать в
пространстве листа
изображение. Учить
дополнять композицию
характерными
деталями.
Воспитывать интерес к
предстоящим
календарным
праздникам
эмоциональную
отзывчивость на
новогоднюю красоту
вокруг.
Развивать у детей
художественный вкус и
творческие
способности, умение
любоваться продуктом
деятельности.
Продолжать учить
детей работать с
нитками (шерстяными),
способствовать
развитию воображения
при создании
«Смешариков».
Научить новому
приему оформления
изображения:
присыпание солью по
мокрой краске для
создания

Плотный картон светло –
фиолетового (голубого)
цвета,
размер ½ А4; набор
пластилина;
доска для лепки; стека;
иллюстрации со
снегирями; образец
работы.
Ватман, готовые формы из
ткани для создания
композиции, клей ПВА,
салфетки.

Картон, ножницы, цветная
бумага, клей карандаш,
салфетка, клеенка,
образцы новогодних
открыток.

Картон, шерстяные нитки,
клей ПВА, ножницы,
клеенка, салфетка.

Альбомный лист; гуашь;
кисточка;
стаканчик с водой; соль в
банке, салфетка, клеенка.

13

Февраль

3.Нетрадиционное
рисование в
технике набрызг
«Зимние напевы»

1

4.Нетрадиционное
рисование воском
«Зимние напевы»

1

1. Поделки из
ватных палочек.

1

2. Панно на
бумажной тарелке
«Птичка»

1

3.Изготовление
игрушек-поделок
из бумажной
«Гармошки»

1

объемности
изображения.
Закрепить умение
рисовать фигуру
изображаемого
человека.
Вызвать у детей
эмоциональный отклик
на художественный
образ
зимнего пейзажа.
Ассоциации с
собственным опытом
восприятия зимней
природы. Учить детей
самостоятельно
придумывать
композицию рисунка.
Вызвать у детей
эмоциональный отклик
на художественный
образ
зимнего пейзажа.
Ассоциации с
собственным опытом
восприятия зимней
природы. Учить детей
самостоятельно
придумывать
композицию рисунка.
Учить детей создавать
образы героев из
подручного
материала.
Совершенствовать
умение дополнять
образ бумажными
деталями.
Вызвать интерес к
труду. Учить создавать
картину на тарелке,
используя шерстяные
нитки для творчества.
Учить
детей вырезать образ
птички по шаблону.
Раскрыть секреты
создания игрушек –
поделок из бумажной
«гармошки». Учить

Репродукции картин с
зимним
пейзажем; альбомный
лист с готовым фоном;
гуашь; кисть;
стаканчик с водой; зубная
щетка;
карандаш (палочка);
салфетка

Репродукции картин с
зимним
пейзажем; альбомный
лист с готовым фоном;
гуашь; кисть;
стаканчик с водой;
восковые свечи
карандаш (палочка);
салфетка

Ватные палочки; цветная
бумага
; клей ПВА; ножницы;
салфетка

Бумажная тарелка,
альбомный лист, шаблон
птички, шерстяные нитки,
клей ПВА, ножницы,
клеенка, салфетка.

Цветная
бумага
; клей ПВА; ножницы;
Салфетка, клеенка.
14

Март

4. Поделки из
ватных палочек.

1

1. Бумагопластика.
Подарок
маме «Каллы».

1

2.Нетрадиционное
рисование
нитками «Картинки
из
разноцветной
нитки».

1

3. .Плетенки из
цветной бумаги

1

4.Пластилинографи
я «Рыбки в
аквариуме».

1

использовать
полученные умения и
навыки для
изготовления поделок
Учить детей создавать
образы героев из
подручного
материала.
Совершенствовать
умение дополнять
образ бумажными
деталями.
Учить детей создавать
выпуклые
полуобъемные
картины. Учить
воспринимать красоту
объемных форм через
практическую
деятельность.
Продолжать учить
детей разным
нетрадиционным
способам
рисования,
познакомить с новым
необычным
изобразительным
материалом. Учить
аккуратно пользоваться
клеем.
Познакомить детей с
новым видом работы плетением
из цветной бумаги.
Воспитывать
интерес к ручному
труду.
Уточнить и расширять
знания детей о
подводном мире, о
многообразии его
обитателей. Учить
создавать
выразительный и
интересный сюжет в
полуобъме, используя
нетрадиционную

Ватные палочки; цветная
бумага
; клей ПВА; ножницы;
салфетка

Картон темно – синего
(фиолетового ) цвета;
бумага
белого, желтого и
зеленого цветов;
ножницы; простой
карандаш; клей
ПВА; кисточка; тканевая
салфетка.
Альбомный лист с
готовым фоном;
простой карандаш; ПВА;
разноцветные отрезки
ниток;
фломастеры; ножницы;
салфетки.

Образец;
картон; цветная
бумага с разлинованными
полосками; ножницы;
клей.

Картон синего или
голубого цвета;
пластилин; арбузные
семечки;
футляры от таблеток;
бусинки
черного цвета; ракушки;
фасоль;
простой карандаш4 стека;
салфетка
для рук.
15

Апрель

Май

1.Рисование в
технике монотипия
«Ранняя весна»

1

2.Бумагопластика
«В космосе».

1

3. Рисование в
технике оттиск
«Ветка с первыми
листьями»

1

4.Поделка из яиц
«Пасхальный
цыпленок».

1

1.Аппликация на
круге
«Забавные
рожицы».

1

2.Пластилинографи
я «Бабочка
и цветок».

1

3.Аппликация на
круге

1

технику – рисование
пластилином.
Научить складывать
лист пополам, на
одной стороне рисовать
пейзаж, на
другой получать его
отражение в
озере. Половину листа
протирать
губкой.

Альбомный лист формата
А4, краски, киски,
баночки с водой, клеенки,
салфетки, губки.

Учить детей создавать
объемные картины на
основе
геометрических фигур.
Воспитывать
трудолюбие.
Учить рисовать ветки с
натуры,
передавать форму вазы
и веток, учить
рисовать
полураспустившиеся
листочки методом
оттиска на бумаге.

Картон голубого цвета;
серебристая, розовая и
черная
цветная бумага; капсулы
от
таблеток; клей; ножницы.
Альбомный лист формата
А4, краски, киски,
баночки с водой, клеенки,
салфетки.

Учить детей дополнять
скорлупу яиц деталями
из бумаги, подводя
под образ цыпленка.
Совершенствовать
умение создавать
смешные рожицы
путем
наклеивания на круг
деталей
Расширять у детей
знания и представления
об особенностях
внешнего вида бабочки.
Знакомить с
симметрией на примере
бабочки в природе и в
рисунке.
Совершенствовать
умение детей
рисовать пластилином.
Совершенствовать
умение создавать

Скорлупа яиц; цветная
бумага;
ножницы; клей; салфетки
для рук.
Цветная бумага; глазки
кукольные; клей;
ножницы;
салфетки для рук.
Плотный картон голубого
цвета с
силуэтом бабочки;
пластилин;
стека; салфетка для рук.

Цветная бумага; глазки
кукольные; клей;
ножницы;
16

«Забавные
рожицы».
4.Пластилинографи
я «Бабочка
и цветок».

1

Выставка детских
работ.

1

смешные рожицы
путем
наклеивания на круг
деталей
Расширять у детей
знания и представления
об особенностях
внешнего вида бабочки.
Знакомить с
симметрией на примере
бабочки в природе и в
рисунке.
Совершенствовать
умение детей
рисовать пластилином.
Создавать у детей
радостное настроение.
Интерес к
художественнопродуктивной
деятельности.

салфетки для рук.

Плотный картон голубого
цвета с
силуэтом бабочки;
пластилин;
стека; салфетка для рук.

Итого: 36 часов

1.4. Планируемые результаты
 сформированы художественно-творческих способностей;
 развиты навыки работы с различными материалами и нетрадиционными техниками
развиты различные приемы работы с бумагой, пластилином, природным материалом,
фольгой, цветными нитками, тканью;
 умение создавать творческие композиции с изделиями;
 владеют т навыками культуры труда;
Метапредметные результаты:
 развито умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий, называть
свойства различных материалов;
 развито внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкая
моторика рук и глазомер; художественный вкус, аккуратность, творческие способности
и фантазия;
 развиты коммуникативные способности и н а в ы к и работы в коллективе.
Личностные результаты:
 развито умение планировать порядок действий, контролировать свою работу.

17

РАЗДЕЛ II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Годовой календарный учебный график
Календарный учебный график на 2024 – 2025 учебный год
Учебный год
начало
окончание

02.09.2024

30.05.2025

Кол-во
учебных
недель
36

Каникулы
28.10.2024 – 02.11.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
24.03.2025 – 28.03.2025
01.06.2025 – 31.08.2025

Кол-во
учебных
часов
36

Режим
занятий
1 раза
в неделю
по 25-30 мин.

2.2. Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
2.2.1. Материально-техническое обеспечение
Демонстрационный
материал

Оборудование

Муляжи фруктов и овощей
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов
Керамические изделия (вазы, кринки и др.)
Предметы быта (прялка, самовар, подносы и др.)
 мольберт;
 рабочий стол;
 стулья;
 палитра;
 гуашь;
 акварель;
 кисти живописные;
 клей;
 ножницы;
 бумага;
 альбом;
 карандаши графические и акварельные

2.2.2. Информационное обеспечение
При реализации ДООП «Студии творчества» используются следующие источники:
Ноутбук – 1 шт.
Видеопроектор – 1 шт.
Музыкальная колонка – 1 шт.
Материально-техническое обеспечение:

-

магнитофон с дисками и аудиокассетами;
мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев;
детская библиотека;
набор пластилина, стеки;
18

- изобразительные материалы (альбомы, простой карандаш, цветные карандаши,
восковые мелки, фломастеры, гуашь, акварельные краски, дощечки для лепки, глина);
- кисти с натуральным ворсом (тонкая и толстая);
- баночка для воды, фартук;
- набор муляжей, фруктов, овощей;
- настольно-печатные дидактические игры для
- небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам;
- разнообразные штампы, трафареты, печати, бумага различной фактуры для детского
творчества, трубочки для коктейля (для выдувания), ватные палочки, ватные диски,
разнообразный бросовый материал;
- клей ПВА, клей – карандаш;
- рабочий материал (соответствующий целям занятия);
- наглядные пособия (предметные картинки, сюжетные картинки);
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения упражнений;
книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими
картинками; 5-7 лет. Сказки, рассказы, поэзия, проза.
2.2.3. Кадровое обеспечение
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых» по данной программе работает педагог дополнительного образования Степанова Анна
Викторовна, имеющий необходимое образование и квалификацию, что соответствует
обозначениям таблицы п. 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Ф.И.О.
Степанова Анна Викторовна
Занимаемая
Воспитатель
должность
Уровень
Высшее
образования
ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный гуманитарнопедагогический университет", 2019г.
Направление
подготовки:
педагогическое
образование.
Квалификация: бакалавр.
ГБПОУ СО "Каменск-Уральский педагогический колледж", 2015г.
Специальность: дошкольное образование.
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста.
Квалификационная Высшая квалификационная категория по должности «Воспитатель».
категория
Сведения о
ООО Учебный центр «Эксперт», программа дополнительного
профессиональной профессионального образования «Дополнительное образование
переподготовке
детей и взрослых», квалификация «Педагог дополнительного
образования», 520ч., 17.05.2024 - 16.08.2024
Общий стаж
9,10
Педагогический
9,0
стаж
Стаж по
9,0
занимаемой
должности

19

2.3. Подходы к педагогической диагностике достижений планируемых результатов
Педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей
дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических
действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих
образовательных задач:
•
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
•
оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Сравнение
результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную
динамику развития ребенка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в
произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов:
наблюдения, свободных бесед с детьми, специальных диагностических ситуаций. При
необходимости используются специальные методики диагностики художественноэстетического развития.
Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя
педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных
условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей дошкольного возраста.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка.
В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого
показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота
проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя.
Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и
ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности
ребенка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволят педагогу отследить,
выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном
этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных
особенностей развития ребенка и его потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме,
которые позволяют выявить наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить
знания о предметах и явлениях окружающей действительности и др.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую
среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет
индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы,
осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
При проведении диагностики используются разнообразные методы: наблюдение, игра,
беседа и анализ продуктов деятельности детей. Обследование проводится индивидуально с
каждым ребёнком. Главное условие педагогической диагностики – конфиденциальность.
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей позволяет
проследить динамику развития каждого ребенка. Показатели развития определяются с
учетом возрастных особенностей и на основании программных задач.
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
С целью проведения диагностики используются диагностические карты (см. в
ПРИЛОЖЕНИИ 1)

20

РАЗДЕЛ III.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
№ п/п
1
2
3
4
5

7
8
9

10
11

Литература
Алексеевская А. «Волшебные ножницы». СПб: «Лист», 2000г.
Галанов. А.С. «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». М:
"Сфера”, 2000г.
Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое
общество России. М: 2002г.
Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы».
М.: Скрипторий, 2007г.
Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми
старшего дошкольного и младшего школьного возраста).
М: ТЦ “Сфера”, 2000.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду».
Москва: Цветной мир: Творческий центр Сфера, 2011г.
Петрова. И.М. «Объемная аппликация». Детство-Пресс Год издания: 2007г.
Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных
учреждениях», Серия “Мир вашего ребенка”.
Ростов Н/Д: Феникс, 2002г.
Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду».
М: “Просвещение”, 2002 г.
Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду.
Учебно-методическое пособие», М., «Цветной мир», 2010г.



21

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Диагностический пакет
Входной контроль осуществляется в период с 01 сентября по 5 сентября.
Промежуточный контроль осуществляется в период с 27 по 31 декабря.
Итоговый контроль осуществляется с 25 по 31 мая.
Для оценивания используются следующие методы: наблюдение, беседа, игра,
игровые ситуации.
 Выставка творческих работ.
 Оформление деталей для театрализованной деятельности.
 Создание игрового материала.
 Украшение группы.
 Подарок детям младшей группы.
 Творческий конкурс.
Основная задача мониторинга - определение качества реализации Программы и
влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития ребенка.
Проведение мониторинга позволяет выявить индивидуальные особенности развития
ребёнка, при необходимости разработать индивидуальный маршрут образовательной
деятельности для максимального раскрытия потенциала каждого воспитанника.
Для диагностики по кружковой работы используется научно-методическое пособие
«Экспресс-анализ и оценка детской деятельности (методические основы) под редакцией О.А.
Сафоновой, Н. Новгород 1995г.

Критерии оценки.
Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

создает
замысел
(образ
будущей композиции);
определяет
средства
его
реализации
(находит
адекватные замыслу способы
реализации);
намечает последовательность
практических
действий,
приводящих к реализации
задуманного;
отбирает материал по форме,
цвету,
величине
в
определенном сочетании и в
соответствии с замыслом;
проявляет
положительное
отношение
к
процессу
деятельности и к ее результату.
– владеет приемами работы с

с
небольшой
помощью
взрослого создает замысел;
не всегда определяет средства
его
реализации
(находит
адекватные замыслу способы
реализации);
с
помощью
намечает
последовательность
практических
действий,
приводящих
к
реализации
задуманного;
самостоятельно
отбирает
материал по форме, цвету,
величине
в
определенном
сочетании и в соответствии с
замыслом;
использует знакомые приемы
работы с бумагой, пластилином,
природным
материалом,

не
может
создавать
замысел и определять
средства его реализации;
не следует намеченной
последовательности
практических
действий,
приводящих к реализации
задуманного;
неаккуратен
в
использовании
приемов
работы
с
бумагой,
пластилином, природным
материалом,
фольгой,
цветными
нитками,
тканью;
- затрудняется в выборе
необходимого материала;
- испытывает трудности
при коллективной работе

22

бумагой,
пластилином,
фольгой, цветными нитками,
природным
материалом,
тканью;
фольгой, цветными нитками, с помощью взрослого читает
тканью;
схемы
изделий,
называет
– следует устным инструкциям, свойства
различных
читает схемы изделий, знает материалов;
свойства
различных проявляет
положительное
материалов.
отношение
к
процессу
деятельности и к ее результату.
Система бальных оценок:
2 балла – соответствует высокому уровню;
1 балл – соответствует среднему уровню;
0 баллов – соответствует низкому уровню.









(не принимает
мнения,
не
договариваться).

другого
умеет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».