Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Рыбниковский детский сад «Золотая рыбка» Адрес: 623486, Свердловская область, Каменский район, с. Рыбниковское, улица Советская, д. 126а, тел. 8(3439)37-47-47, e-mail: dou-rybnikovo@mail.ru, сайт: rybnikovskiy.tvoysadik.ru ПРИНЯТО: Педагогическим советом протокол № 1 от 26.08.2024г. Черноскутова Елена Анатольевна УТВЕРЖДЕНО: приказом заведующего МКДОУ «Рыбниковский детский сад «Золотая рыбка» № 82-ОД от 27.08.2024г. Подписан: Черноскутова Елена Анатольевна DN: OU="с.Рыбниковское, ул.Советская126а", O="МКДОУ "" Рыбниковский детский сад ""Золотая рыбка""", CN=Черноскутова Елена Анатольевна, E=dou-rybnikovo@mail.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2024.09.06 19:57:39+05'00' Foxit Reader Версия: 10.1.0 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «ЗАДОРИНКИ» Возраст учащихся – 5 – 7 лет Срок реализации – 1 год Автор-составитель: Катаева Наталья Александровна, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель высшей квалификационно категории 2024 г. СОДЕРЖАНИЕ Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 5 - 7 лет 1.2. Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности. Перспективное планирование образовательной деятельности 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 3.2. Методические материалы и средства обучения и воспитания 3.3. Учебный план 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды 3.5. Кадровые условия 3.6. Список литературы 2 3 3 3 4 5 5 6 6 12 14 15 15 15 16 16 16 18 19 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Настоящая программа разработана для развития танцевального творчества детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) и рассчитана на один год обучения. Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021г.), • федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155), • порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373), • профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. № 544 с изменениями и дополнениями от 05.08.2016г.), • санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28, • санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2. Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности и направлена на создание условий развития дошкольников, возможности для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности. Данная рабочая программа разработана на основе программы по ритмической пластике для детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Целью программы является всестороннее развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Задачи: 1. Образовательные: - обучить детей танцевальным движениям; - формировать умение слушать музыку, понимать её настроение, характер, передавать их танцевальными движениями, ориентироваться в пространстве. 2. Воспитательные: - развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности; - формировать общую культуру личности ребёнка, способность ориентироваться в современном обществе; - формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми; - создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве. 3. Развивающие: - развивать творческие способности детей; - развивать музыкальный слух, чувство ритма, воображение, фантазию. 3 1.1.2. Принципы формирования Программы: Принципы организации образовательного процесса: 1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Детского сада) и детей; 3) реализация ОП ДО в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка; 4) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 5) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 6) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 7) сотрудничество Детского сада с семьей; 8) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 9) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 10) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 11) учет этнокультурной ситуации развития детей; 12) принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка; 13) принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурноисторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс; 14) комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Отбор детей проводится в соответствии с их желанием и индивидуальными особенностями. Общий список детей, участвующих в занятиях детского творческого объединения, согласовывается с родителями (законными представителями). Для успешной реализации ОП ДО обеспечиваются следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, личности ребенка, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 4 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельности. 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей 5 - 7 лет Возрастные особенности развития детей 5-6 лет Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет Дети старшего дошкольного возраста уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Действия детей в играх становятся разнообразными. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, восприятие, оно характеризуется анализом сложных форм объектов. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. 1.2. Планируемые результаты (Целевые ориентиры) освоения Программы К концу обучения дети должны: научиться чувствовать характер музыки и передавать его с помощью танцевальных движений; - приобрести не только танцевальные знания и навыки, но и научиться трудиться в коллективе. Качество и результат приобретенных знаний отслеживается в течение года в участии коллектива в мероприятиях детского сада, концертах, конкурсах. - 5 II раздел. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1. Описание образовательной деятельности. Перспективное планирование образовательной деятельности. Музыка – самое эмоциональное искусство /Д.Б. Кабалевский/. Её воздействие на формирование личности огромно. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна… Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д.Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Педагоги-музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности, то есть физиологические способности организма, например, органа слуха или голосового аппарата, имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. И поэтому считается доказанным, что если для музыкального развития созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Что же такое музыкальность? Это комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании, пении, движении. Все эти качества и свойства музыкальности ребенка особо активизируются при творческой деятельности. Формирование творчества существенно и для эмоционального и эстетического развития ребенка. При творческой деятельности активизируется восприятие, выразительность исполнения, оценочное отношение к своей продукции, что оказывает большое влияние на становление личности ребенка. В наше непростое время очень важно воспитать маленького человека, способного сопереживать, сочувствовать другим людям, животным, прививать ему чувство такта, воспитать культурного, полноценного члена общества. Поэтому в новых программах по музыкальному воспитанию большое внимание уделяется музыкальноритмическому движению, как средству развития положительных качеств ребенка. Дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу. Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач музыкального воспитания в детском саду. Практика музыкального восприятия дошкольников давно уже ориентирует детей на то, чтобы отражать в движениях не только ритм музыки, но и ее интонации, характер, образное содержание. Танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Основной задачей танца для дошкольников является приобщение детей к танцевальному искусству, воспитание у детей способности к более глубокому восприятию музыки, развитие музыкальных способностей, формирование эстетического вкуса и интересов. Занятия в детском творческом объединении направлены на общее развитие дошкольников, на приобретение интереса к занятию танцевальным творчеством в дальнейшем, но не может дать детям профессиональной хореографической подготовки. Поэтому материал включают в себя лишь элементы видов танцев, танцевальные композиции и игры. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Репертуар является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуальноориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей воспитанников. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам 6 художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). В области художественно-эстетического развития ребенка основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для: - развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; - развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; - приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и др. видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. Взрослые способствуют накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора. Взрослые знакомят детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривают иллюстрации в художественных альбомах, организуют экскурсии на природу, в музеи, демонстрируют фильмы соответствующего содержания, обращаются к другим источникам художественно-эстетической информации. В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Взрослые создают возможности для творческого самовыражения детей: поддерживают инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогают осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов. В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) – создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука. В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания, настроения персонажей. Содержание деятельности с детьми 5 - 7 лет • • • • • • Программные задачи: развивать чувство ритма, умение передавать через движение характер музыки, её эмоционально-образное содержание; учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами; способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд; кружение; приседание с выставлением ноги вперёд); познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов; развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композиция танца, проявляя самостоятельность в творчестве. 7 Октябрь Количеств о часов Месяц Перспективное планирование образовательной деятельности на 2024-2025 учебный год Упражнения Танцевальные композиции 1.Ходьба – бодрая, «Разноцветная спокойная; ходьба игра», на полупальцах. муз. Б. Савельева повтор. 2.Бег – легкий, ритмичный. Упражнение с осенними листьями, Прыжки на одной, муз. М. Леграна, на двух ногах на мелодия из к/ф месте. «Шербурские зонтики» - развитие музыкальности, 5 3.Общеразвивающие упражнения – способности к на различные импровизации. группы мышц. «Кукляндия», 4.Плясовые муз. П. Овсянникова движения – развитие элементы народных выразительности плясок. движений, творческого воображения. Развитие умений, способностей и нравственно-коммуникативных качеств Развивать умения ориентироваться в пространстве: самостоятельно находить свободное место в зале. Развитие и тренировка психических процессов: тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам. Развитие нравственнокоммуникативных качеств личности: воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет во время движения). Ноябрь 1.Ходьба на «Кукляндия», Развитие умений ориентироваться в полупальцах, на муз. П. Овсянникова – пространстве: перестраиваться в носках, на пятках. повтор. круг. 2.Бег - передающий «Полька», различный образ. болгарская плясовая мел. «Кремена», муз. 3.Прыжки с А. Арскос – развитие различными чувства ритма, вариациями. быстроты реакции. 4 4.Общеразвивающие «Всё мы делим упражнения – на пополам», различный характер. муз. В. Шаинского – развитие 5.Плясовые музыкального слуха, движения – умения элементы детского ориентироваться «от бального танца. себя» - «на себя». 8 Развитие и тренировка психических процессов: тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движение в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам. Развитие нравственнокоммуникативных качеств личности: воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам (напр., радоваться успеху других детей и переживать, если кто-то упал или уронил предмет во время движения). Декабрь 1.Ходьба – пружинящим, топающим шагом; "с каблучка, вперёд и назад (спиной). 2.Бег острый, пружинящий. 3.Прыжки – различные виды галопа (прямой, боковой). 3 4.Общеразвивающие упражнения на развитие гибкости и пластичности. 5.Плясовые движения – разнонаправленные движения для рук и ног. Развитие умений ориентироваться в пространстве: становиться в пары и друг за другом. Развитие творческих способностей: умение сочинять несложные плясовые и движения и их комбинации. кукол 2.Бег – высокий, «Танец мишки», широкий. муз. Д. Кабалевского 3.Прыжки с – развитие продвижением выразительности, вперед. пластики, освоение 4.Общеразвивающие «шага с каблучка»; 4 упражнения – на «Три поросёнка», плавность песня Н. Ефремова движений; махи, «Ни кола и ни двора» пружинность. развитие координации, 5.Плясовые выразительности движения – движений. танцевальные упражнения, Танец Месяца и включающие Звездочек, асимметрию из муз. П. Мориа современных «Звезды в твоих очах» ритмичных танцев. развитие выразительности. 1.Ходьба – пружинящим, топающим шагом, на носках, на пятках. Январь «Полька», болгарская плясовая мелодия; «Кремена», муз. А.Арскос повтор. Развитие и тренировка психических процессов: тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального произведения – по фразам. Развитие нравственнокоммуникативных качеств личности: воспитание потребности научить более младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить с ними совместные игрызанятия. Три поросёнка, Развитие умений ориентироваться в песня Н. Ефремова пространстве: становиться в «Ни кола и ни двора» несколько кругов. - повтор. Развитие творческих способностей: умение сочинять несложные плясовые Танцуйте сидя, муз. Б. Савельева – движения и их комбинации. развитие координации движений, чувства Развитие и тренировка психических ритма. процессов: восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе заданий (увеличение Птичка польку усложнения танцевала, объема движений, продолжительности песня из к/ф звучания музыки, разнообразных «Приключения сочетаний упражнений и т.д.); Буратино», муз. А. Рыбникова – развитие Развитие нравственночувства ритма, коммуникативных качеств личности: выразительной воспитание потребности научить более младших детей тем упражнениям, пластики. которые уже освоены. 9 1.Ходьба – "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг). 2.Бег – легкий, ритмичный. Февраль 3.Прыжки - поскок "легкий" и "сильный" 4 4.Общеразвивающие упражнения точности и ловкости движений. 5.Плясовые движения польки. шаг Март 1.Ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках. Птичка польку танцевала, песня из к/ф «Приключения Буратино», муз. А. Рыбникова – повтор. Развитие умений ориентироваться пространстве: становиться в шеренги. в Полкис, финская полька повторение; Развитие умений ориентироваться в пространстве: становиться в колонны. Развитие творческих способностей: формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ. Развитие творческих способностей: формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, Танец тройками, самостоятельно создавая пластический муз. Ф. Кулау – образ. развитие чувства ритма, способности Развитие и тренировка психических различать процессов: развитие восприятия, внимания, музыкальную форму; воли, памяти, мышления - на основе усложнения заданий (увеличение объема Полкис, движений, продолжительности звучания финская полька – музыки, разнообразных сочетаний развитие чувства упражнений и т.д.). ритма, ловкости и точности движений, Развитие нравственнобыстроты реакции. коммуникативных качеств личности: воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр – напр., если кто-то отдыхает или работает, не проявлять бурно радость, если у кого-то горе и т.д.). – Лирический танец, муз. П.Мориа «Звезды в твоих очах», упражнение с 2.Бег - передающий цветами, ветками или различный образ. султанчиками развитие 3.Прыжки с музыкальности, пластичности; продвижением 4 вперед. Дети и природа, 4.Общеразвивающие муз. О. Юдахиной упражнения – «Песенка о разных координация рук и языках» - развитие музыкальности, ног. творческого воображения. 5.Плясовые движения — переменный шаг. 10 Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, напр.: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде" и др. Развитие нравственнокоммуникативных качеств личности: воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находить себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр - напр., если кто-то отдыхает или работает, не танцевать и т.д.). Апрель 1.Ходьба – на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, "с каблучка", вперёд и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом. Танец цветов и бабочек, муз. Ф. Шуберта «Вечерняя серенада» развитие согласованности и быстроты движений. Турецкий марш, муз. на тему «Рондо» из Сонаты В. Моцарта – развитие координации 2.Бег – высокий, движений, внимания. широкий, острый, пружинящий бег. 5 Упражнение с обручами, 3.Прыжки с различными Французская песенка – развитие вариациями. координации 4.Общеразвивающие движений, упражнения - на двигательных умений. развитие гибкости и пластичности. Май 5.Плясовые движения - шаг с притопом. 1.Ходьба – "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, гусиным шагом, с ускорением и замедлением. 2.Бег легкий, ритмичный, передающий различные образы, а высокий, 4 также широкий, острый, пружинящий бег. 3.Прыжки – все виды 4.Общеразвивающие упражнения — на различный характер. 5.Плясовые движения повторение знакомых движений Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно выполнять перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", «спираль», «елочка»). Развитие творческих. способностей: развитие воображения, фантазии, умения находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям. Развитие и тренировка психических процессов: развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: "Рыбки легко и свободно резвятся в воде" и др. Развитие нравственнокоммуникативных качеств личности: воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д. Упражнение с Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно выполнять обручами, Французская песенка различные перестроения. – повторение. Развитие творческих способностей: Полонез, старинный фантазии, воображения, умения находить бальный танец, свои, оригинальные движения для муз. О. Козловского – выражения характера музыки, умение развитие оценивать свои творческие проявления и музыкальности, давать оценку другим детям. выразительности движений. Развитие и тренировка психических процессов: вспоминать все знакомые Старинная полька. упражнения. Шуточный парный танец со сменой Развитие нравственно-коммуникативных партнеров – качеств личности: воспитание культурных подготовка для привычек в процессе группового общения с праздничного детьми и взрослыми, выполнять все правила исполнения с без подсказки взрослых: пропускать родителями. старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т. д. 11 Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс, формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуальноориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации РП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Реализация содержания программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учетом возраста воспитанников, особенностей и интересов детей, а также запросов родителей (законных представителей). Формами образовательной работы с детьми являются: игра, ситуативный разговор, беседа, чтение, рассказ, проблемная ситуация, проектная деятельность, тематический досуг, игровая беседа с элементами движений, рассматривание, игровое упражнение, индивидуальная игра, праздник, совместные действия, просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов, обсуждение, викторина, инсценирование, использование различных видов театров, дидактическая игра, хороводная игра с пением, иградраматизация, отгадывание загадок, развивающая игра и др. Организация образовательного процесса осуществляется на основе ведущего вида деятельности — игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка. При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игровые и проблемные ситуации. Организованная образовательная деятельность направлена на: • систематизацию, углубление и обобщение личного опыта ребенка; • освоение новых сложных способов познавательной деятельности; • осознание связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневных делах и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Методы музыкального развития: 1) Наглядный: показ движений. 2) Словесный: беседы о различных музыкальных и танцевальных жанрах. 3) Словесно-слуховой: пение. 4) Слуховой: слушание музыки. 5) Игровой: музыкальные и танцевальные игры. 6) Практический: разучивание песен, танцев, воспроизведение мелодий. Независимо от формы организации образовательной деятельности, методы и приемы музыкального развития используются в комплексе: словесные методы: • объяснения; • указания; • вопросы; • словесные приемы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды). Практические методы (методы упражнений): • игровые приемы; • многократное повторение трудных мест или всего произведения в целом; 12 • сочетание приёмов: практический + наглядный методы (упражнение детей по показу взрослого); наглядный + словесный (показ и объяснение педагога); словесный + практический (объяснение педагога и упражнение детей); тактильно-мышечная наглядность + упражнение (индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий); наглядность + упражнение (постепенное включение всех детей в пляску). • метод рассказа: используется чаще всего в вводной части занятия при введении детей в сюжетную основу; • объяснение: необходимо для обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, различным способам звукоизвлечения; • наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек, наглядных материалов (карточек, схем, пиктограмм) для развивающих заданий, упражнений; • музыкальные иллюстрации: зависят от сюжетного наполнения занятия или другой музыкально-творческой деятельности, подбираются в соответствии с возрастным уровнем восприятия детьми музыки; • игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры) наиболее часто используются на занятиях и при организации работы вне занятий. Наглядные методы: наглядно-слуховые приемы: • исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, ребёнка, воспитателя; • слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись); • использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, игрового, инструментального и т.д.); • использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и т.д.). Наглядно-зрительные приемы: • показ педагогом разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности; • показ приёма детьми, которые хорошо его освоили; • «сравнительный показ». Педагог даёт правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети могут отметить хлопками; • показ педагога с утрированными ошибками, с дальнейшим правильным исполнением детьми; • наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки; всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т. д.) • тактильно-мышечная наглядность. Индивидуальная помощь педагога для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения. Приемы, активизирующие эмоциональную отзывчивость: • использование игровых мотиваций, сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.; • обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности; • использование сюрпризных моментов; • включение игровых и сказочных персонажей; • использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, её темпу и содержанию; • использование художественного слова: коротких познавательных рассказов; • предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор: материалов, способов действий, партнёров и т.д.; • претворение полученных музыкальных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности, передача, имитация через движение; • поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; • использование синтеза искусств: музыка – художественное слово – изобразительное искусство. 13 Средства и материалы, используемые в музыкальной деятельности: • аудиозаписи музыки, видеоматериалы для детей (музыка и песни из мультфильмов, классическая музыка, народное творчество для детей, звуки природы), используемые для создания необходимого эмоционального настроя детей. Часто звучание аудиозаписи открывает вводно-мотивационную часть занятия, сопровождает музыкально-двигательные игры и импровизации; • детские музыкальные инструменты (металлофон, бубен, барабан, треугольник, дудочки, маракасы, колокольчики и др.), которые используются при выполнении музыкальнодидактических заданий, упражнений для развития навыков игры и развития тембрового слуха детей; • различные материалы для подготовки атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям: разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряженья, шапочкимаски, детские рисунки. 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы. В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Поддержка детской инициативы в музыкальной деятельности Для детей шестого и седьмого года жизни: приоритетной сферой проявления детской инициативы является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы необходимо: • вводить адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности; • спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые педагоги испытывали при обучении новым видам деятельности; • создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников; • обращаться к детям с просьбой показать воспитателю те индивидуальные достижения, которые есть у каждого, и научить его добиваться таких же результатов; • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами; • создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; • при необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры; • привлекать детей к планированию деятельности детского творческого объединения на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожелания и предложения; • создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам; • организовывать концерты для выступления детей и взрослых. 14 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. Создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания — это ведущие цели взаимодействия с семьей. Образовательная деятельность в процессе взаимодействии с семьями детей направлена на: • создание условий для вовлечения родителей в образовательный процесс; • педагогическое просвещение родителей по вопросам развивающего взаимодействия с детьми дома; • знакомство родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей; • раскрытие возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка; на примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений; • привлечение родителей к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду, способствующим возникновению ярких эмоций, творческого вдохновения, развитию общения (семейные праздники, концерты); • информирование родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры. III раздел. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1. Материально-техническое обеспечение по реализации Программы. Материально-техническое обеспечение музыкального зала № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Наименование Пианино «Элегия» Музыкальный центр Ноутбук Микрофон Видеопроектор Стул для пианино Стулья для детей Ковёр Количество (шт.) 1 1 1 1 1 1 25 1 Тематические атрибуты 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. Цветные ленты Осенние веточки Цветы Шапочки-маски (овощи, фрукты, цветы, животные, насекомые, рыбы и т.д.) Разноцветные помпоны Разноцветные платочки Флажки цветные Музыкальные инструменты Барабан Бубенцы Бубен Кастаньет Колокольчик металлический с ручкой Ксилофон Ложки деревянные 15 20 42 40 20 40 40 40 6 9 9 2 10 4 30 8. 9. 10. 11. 12. Маракасы пластмассовые Металлофон Треугольник Трещотка пластичная Трещотка вращающаяся 1. 2. 3. 4. Погремушка Детская игрушка Балалайка Детская игрушка Гармошка Музыкальный молоточек 16 3 4 2 4 Игрушки озвученные 3.2. 1. 3.3. 24 3 2 5 Методические материалы и средства обучения и воспитания. Программно-методическое обеспечение Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000. Кол-во 1 Учебный план. Учебный план на 2024-2025 учебный год Продолжительность 25-30 минут Количество занятий в неделю 2 Количество занятий в год 63 Количество детей: 8-10 человек. 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом ФГОС ДО и используемых образовательных программ, обеспечивает возможность педагога эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей и интересов, уровня активности. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Детского сада, группы, а также прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: -реализацию Программы; -учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, 16 спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; • возможность самовыражения детей. 2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3)Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; 4)Вариативность среды предполагает: • наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5)Доступность среды предполагает: • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; • исправность и сохранность материалов и оборудования. 6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Музыкальный зал – это площадка для проведения музыкальной НОД, праздников и развлечений, и место для встреч с родителями и педагогами. Поэтому создание развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале является важным средством организации оптимальных условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса и создания возможности творческой самореализации детей и взрослых. Помещение музыкального зала светлое, просторное, в декоре которого преобладают натуральные спокойные тона, создающие жизнерадостность, доброжелательность, праздничное настроение у детей и взрослых. Комфортное сочетание дизайна вносит покой, радость, интерес. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка, она воспитывает и развивает его. Для проведения НОД я использую пианино «Элегия», ноутбук, музыкальный центр и видеопроектор. Содержание музыкальной развивающей среды ориентировано на основные виды деятельности дошкольника, усложняющиеся по возрастам, и имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области. Примерный перечень развивающей предметно-пространственной среды музыкального зала можно условно разделить на 4 группы: • атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев; • Детские музыкальные инструменты и игрушки; • музыкально-дидактические игры и пособия; • аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития. 17 Атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр и танцев. Музыкально-ритмические движения и театральная деятельность, как правило, проходит в активной зоне музыкального зала. В своей работе я использую султанчики, салютики, платочки, ленточки, шарики, обручи и др. Различные тематические атрибуты: осенние веточки, снежинки, цветы, конфетки и др. В арсенале костюмерной имеются наряды для взрослых и детей с учётом возрастных и гендерных особенностей: шапочки-маски, всевозможные парики, головные уборы; русские народные костюмы (сарафаны, косынки, картузы, косоворотки); современные костюмы (гномы-лилипутики и др.). Детские музыкальные инструменты и игрушки. В наличии имеются музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, бубны, барабаны, треугольники, колокольчики, деревянные ложки, бубенцы. Инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны. Музыкальные игрушки: не озвученные балалайки; озвученные гармошки, балалайки. Игрушки самоделки: палочки для отстукивания, всевозможные шумелки, стучалки, коробочки с горохом, с камешками, с крупой. Музыкально-дидактические игры и пособия. Для слушания произведений использую музыкально-дидактические пособия: портреты русских, советских и зарубежных композиторов, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, картинки и фотографии, побуждающие детей к творчеству, картотеки загадок, стихов, частушек, закличек, календарных песен и т. д. В своей работе постоянно пользуюсь материалами методической литературы. Аудиовизуальные пособия и мультимедийные средства развития. В наше время высоких технологий работа музыкального руководителя не представляется без использования аудио фонограмм, видеороликов и др. Использование мультимедиа в образовательном процессе обеспечивают педагогу возможность: • повысить интерес ребёнка к музыке; • формировать музыкальный вкус; • разнообразить музыкально-дидактический материал. Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, его творческие способности с учётом его склонностей, интересов, уровня активности и заинтересованности. Кадровые условия Реализация Программы осуществляется музыкальным руководителем Катаевой Натальей Александровной. Персональные сведения Занимаемая должность Музыкальный руководитель Преподаваемые учебные Воспитание и образование в общеразвивающей группе по предметы, курсы, образовательной области: "Художественно-эстетическое развитие" дисциплины (модули) Учебные дисциплины: Музыка Уровень образования Среднее профессиональное Асбестовское музыкальное училище, 1994 г. Специальность: теория музыки. Квалификация: преподаватель. Квалификационная Высшая квалификационная категория по должности «Музыкальный категория руководитель». Ученая степень Нет Ученое звание Нет 3.5. 18 Сведения о повышении квалификации Сведения о профессиональной переподготовке Общий стаж Педагогический стаж Стаж по занимаемой должности Наименование общеобразовательной программы, в реализации которой участвует педагогический работник 3.6. 13.02.2020г. – 10.03.2020г., ООО Федеральный центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации «Знания», «Технология активного обучения и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС», 144ч. 02.10.2017г. – 29.12.2017г., ООО "Издательство "Учитель", программа дополнительного образования «Профессиональная деятельность музыкального руководителя в дошкольной образовательной организации», квалификация «Музыкальный руководитель», 280ч.; 16.05.2023г. – 03.08.2023г., АНО ДПО «Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный город», программа «Педагогика дополнительного образования», квалификация «Педагог дополнительного образования», 280ч. 27,5 17,8 17,8 Участвует в реализации образовательной программы дошкольного образования: инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Участвует в реализации Рабочей программы по освоению детьми 3-7 лет основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальное развитие» Список литературы 1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: ЛОИРО, 2000. 2. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития: пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни. – М.: Просвещение, 2006. 3. Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста: Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. – М., 2002. 19