Дошкольное образование
Реализация рабочих программ
обеспечивает физическое, социально-
коммуникативное, познавательное, речевое
и художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Рабочие программы
состоят из трех разделов: целевого,
содержательного и организационного. В каждом разделе
отражается обязательная часть
и часть, формируемая
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть Рабочих
программ разработана с учетом федеральной образовательной программы
дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября
2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
разработана на основе
Образовательной программы
дошкольного образования «СамоЦвет» / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, построена с
учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Цель: разностороннее
развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования, на основе
индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Направленность Программ.
Программы формируются как программы психолого-педагогической поддержки
позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного
возраста и определяют комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
Рабочие программы представляют собой целостную методологически
обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель
педагогического процесса и полностью соответствуют требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Цели Программ достигаются
через решение следующих задач:
1) обеспечение единых для Российской Федерации содержания
ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
2) охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
3) приобщение детей (в соответствии с возрастными
особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к
окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления
ценностей;
4) обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья), с учетом
разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
5) создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
6) объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,
семьи, общества;
7) формирование общей культуры личности детей, в том
числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических,
личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и
художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной
деятельности;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
10) обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования;
11) достижение детьми на этапе завершения ДО уровня
развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Программы построены на следующих принципах,
установленных ФГОС ДО:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства
(младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация)
детского развития;
2. построение образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3. содействие и сотрудничество детей и родителей
(законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в
воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также
педагогических работников (далее вместе
– взрослые);
4. признание ребёнка полноценным участником (субъектом)
образовательных отношений;
5. поддержка инициативы детей в различных
видах деятельности;
6. сотрудничество ДОО с семьей;
7. приобщение детей к социокультурным нормам, традициям
семьи, общества и государства;
8. формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности;
9. возрастная адекватность дошкольного образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10. учет этнокультурной ситуации развития детей.
Каждый раздел Рабочих Программ включает часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений, построена с учетом образовательной программы
«СамоЦвет» О.В.Толстиковой, О.А. Трофимовой,
Н. В. Дягилевой, О. В.
Закревской. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019г.
Данная программа отвечает современным
принципам государственной политики – «единство образовательного пространства на
территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей
и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального
государства».